Глиптика — резьба по драгоценным камням

глиптикаКрасивые самоцветы всегда привлекали людей. Их подвергали различным обработкам, чтобы получить действительно уникальные украшения. В результате огранки на свет появлялись удивительные кристаллы, поражающие своим блеском. Но мастера-ювелиры изобретали и другие способы придания особенных форм камню. Таким древнейшим искусством является глиптика – процесс создания резных узоров на поверхности минерала.

Древнее искусство обработки камня

Глиптика – это искусство, которое заключается в нанесении резного рисунка на различные самоцветы. Используя различные техники, мастера создают настоящие шедевры, которые становятся частью дорогих и уникальных украшений. Популярный в наши дни, этот способ работы с минералами берет свое начало не одно тысячелетие назад.

Родиной глиптики считается Месопотамия, где еще в четвертом веке до новой эры стали создавать изображения, используя такую технику. Месопотамской глиптике были свойственны изображения животных, которые вырезались на различных породах. Чаще всего использовали сердолик, халцедон, горный хрусталь. Такие изделия использовались жрецами в различных ритуалах. Украшали драгоценные камни изображением фараонов и в Древнем Египте, следуя четким правилам нанесения на поверхность рисунков с такими важными особами.

На Востоке в древние времена больше внимания уделяли созданию небольших скульптур. Однако и китайские мастера прониклись интересом к ювелирной резьбе и стали создавать замысловатые узоры. А возросшая добыча драгоценных кристаллов в Индии и распространение культуры их обработки на западные территории, позволили и европейским мастерам освоить непростое искусство украшения различными сюжетами натуральных минералов.

Гемма – красота из камня

глиптикаВо времена античности мастера создавали очень точные рисунки на камнях с множеством мелких деталей. Часто на округлых геммах изображали сцены из мифов и преданий. А со временем такая технология стала основой для производства печатей, которые должны были оставлять уникальный оттиск на воске или сургуче.

Для своих произведений ювелиры использовали не только «мягкие» минералы, но и породы, которые отличались высокой твердостью. Вырезать нужные изображения стоило большого умения и сил. Поверхность подвергалась шлифовке, применялся абразив и специальные приспособления-резцы для нанесения контуров. Сочетая различные про твердости и зернистости материалы, мастера добивались невероятной реалистичности рисунка, передающего различные эффекты и фактуры. Со временем появились специальные станки, благодаря которым стало легче обрабатывать даже очень твердые минералы.

Известные исторические личности очень любили такие резные изделия из камня. Римский император Цезарь владел перстнем с изображением богини Венеры. Поклонницей гемм была и Екатерина II, украшения которой сейчас находятся в Эрмитаже. Утонченными изображениями, выполненными на самоцветах, украшали свои символы власти и статуса и правители Востока. В первой половине прошлого века подобные изделия были популярны у людей искусства. И сейчас интерес к таким украшениям возвращается вновь. Красивые камни с рисунком используют не только в ювелирных изделиях, но и для декорирования предметов гардероба и аксессуаров.

Сначала была инталия

Начав наносить рисунки на поверхность камней, мастера стали стремиться сделать эти изображения более объемными, как бы погружая их внутрь самоцвета. Так была изобретена техника создания инталий, или погружных рельефных рисунков. Ювелиры древности проводили не один месяц за кропотливым процессом создания миниатюрных шедевров.

Знать быстро оценила красоту таких изделий. Правители, богачи и другие представители аристократических кругов стремились обзавестись роскошными перстнями. Запросы стремительно возрастали, и мастерам приходилось создавать целые картины на поверхности камня, которые бы увековечили различные знаковые события из жизни заказчика. Мужчины использовали перстни с инталиями как печати, а женщины предпочитали красивые медальоны или броши.

искусство глиптикиИ если сначала для подобных изделий использовались драгоценные и полудрагоценные камни, то со временем материалом для инталии стало служить стекло и даже ракушки. Усовершенствование инструментов тоже повлияло на широкое распространение инталий, которые обрели особую популярность в девятнадцатом веке. Были придуманы и реверсные изображения, которые нужно было рассматривать с противоположной стороны. Чтобы резной рисунок заиграл новыми красками, стали использовать различные цветные подложки.

Камея: утонченность и изящество

Постигнув искусство инталии, древние мастера стали экспериментировать с камнем и создали изображение, которые отличались выпуклым рельефом. Камеи быстро стали популярны, поражая своей красотой и идеальными формами. Невероятно смотрелись камеи, которые были выполнены из минералов, отличающихся наличием разноцветных слоев (агат, сардоникс). Плавный переход оттенков позволял показать игру света.

И если инталии отличались миниатюрными размерами, то камеи удавалось вырезать на более крупных камнях. Их использовали не только для ювелирных украшений, ими стали украшать кубки, вазы, музыкальные инструменты и многое другое. Были созданы целые мастерские, которые создавали только камеи, вырезая на камне различные сценки и портреты.

Сложность в обработке натуральных минералов и непредсказуемость разнообразной цветовой палитры различных слоев делали работу мастеров действительно трудной. Приходилось разрабатывать новые абразивные материалы и более совершенные инструменты. Камея стала настоящей живописью на камне. Оправленные металлом эти изящные изделия и сейчас вызывают восторг у ценителей прекрасного.